«Ошибка 404» отпугивает пользователей серьезней, чем чеснок — вампира. Но одно дело, когда неприятность случается на сайте онлайн-библиотеки, и другое, если 404 появилась в интернет-магазине. Уход посетителя ㅡ потеря потенциального клиента и всех денег, которые он мог бы оставить на сайте.

Как и почему появилась цифра 404 при переходе по битой ссылке? На эту тему есть одна легенда, которая, возможно, и не претендует на правдоподобность, но вполне способна повеселить веб-мастера. Считается, что научный центр CERN, стоявший у истоков развития World Wide Web, размещался в офисе № 404. Когда ученые перестали получать доступ к одним и тем же файлам из-за перегрузки системы, было принято решение выдавать ошибку формата «Room 404: File not found». Однако по свидетельствам одного сотрудника CERN, нумерация офисов компании начиналась с 410-й комнаты. Что же было в 404-м офисе, так и остается загадкой.

По официальной версии 404 расшифровывается гораздо более прозаично. Первая четверка ㅡ ошибка браузера, второй ноль ㅡ ошибка синтаксиса протокола, а за третьей четверкой закреплен статус «Страница не найдена».

Как же реагирует пользователь при виде страницы с надписью «Ошибка 404»? Логично, что после нескольких неудачных попыток обновления, посетитель сайта оставляет эту затею и с большой долей вероятности отправляется дальше сёрфить по сети. Для владельцев интернет-магазинов это означает неизбежную потерю клиента.

Три причины появления «Ошибки 404»

Эксперты выделяют три основных причины этой проблемы.

  1. Неправильно набран URL страницы. В этом случае ошибка возникает по вине самого пользователя, который ошибочно вводит ссылку в поисковую строку.

  2. Страница была удалена. Вариантов попадания на такую страницу несколько. Либо веб-мастер почистил структуру сайта и убрал страницу, которая все еще индексируется в поисковике. Либо такая удаленная страница сохранилась в закладках у пользователя.

  3. Плохое интернет соединение, скорее всего, тоже повлечет уход пользователя с сайта – или навсегда, или до установления стабильного соединения.


Страница 404 на стадии оплаты

Страница 404 может возникнуть при оформлении покупки на сайте во время оплаты банковской картой. Ошибка в тот самый момент, когда должно пройти списание денег, вполне закономерно способна повергнуть в ступор любого пользователя. Впрочем, стоит признать, что в большинстве случаев проблема возникает не на стороне сайта, а на стороне банка, эмитировавшего карту.

Чтобы понять логику, нужно присмотреться к процессу проведения онлайн-транзакции. После выбора метода платежа банковской картой пользователь переправляется на сайт платежного сервиса, где ему предлагается заполнить реквизиты и произвести оплату. Некоторые платежные сервисы осложняют этот процесс: перенаправляют на разные страницы, просят регистрироваться, вводить e-mail и т. п. Если на одном из этих шагов возникает разрыв соединения (или любой другой сбой), то неизбежно появляется «Ошибка 404», которая фактически означает для пользователя повтор всего алгоритма заново или, что вероятнее, уход с сайта.

Как решать проблему

Владельцам интернет-магазинов эксперты рекомендуют тщательно выбирать платежный сервис, ориентируясь на удобство и простоту процесса оплаты на сайте. Оптимальным вариантом является платеж в пару кликов, когда шанс появления «404: страница не найдена» сводится к минимуму.

На случай возникновения сбоя специалисты советуют брендировать страницу 404 – размещать ссылки на доступные разделы сайта, добавлять контактную информацию, а также делать оформление в стиле, аналогичном остальным страницам сайта. Важно при этом не перегружать страницу Java-апплетами и Flash-навигацией – высокая скорость загрузки должна быть в приоритете. К слову, существует несколько сайтов, на которых собраны уникальные и подчас комичные вариации вывода сообщений «404: страница не найдена»:http://queenofsubtle.com/404/.

Мнение эксперта

Платежный агрегатор Net Pay относится к числу тех, которые позволяют просто и без дополнительной переадресации производить оплату на сайте. Кроме того, платежный шлюз сервиса может быть встроен во фрейм сайта и, соответственно, оформлен в стилистике веб-ресурса. Это дополнительно решает проблему доверия к интернет-магазину и убеждает покупателя в безопасности транзакции.

«В прошлом я сам занимался интернет-торговлей, о всех проблемах этого бизнеса знаю не понаслышке. В e-commerce успех зависит от деталей. Перестал работать сайт ты перестал зарабатывать. Твой клиент передумал платить, потому что в процессе “запутался” в страницах и потерял немало времени на регистрациях ты потерял потенциального клиента. Организация платежей на сайте краеугольный камень для любого бизнеса. Я с удовольствием занимаюсь сейчас проектом Net Pay, потому что четко знаю, каким должен быть платежный агрегатор, наш продукт не просто отвечает требованиям рынка, но и во многом опережает его”.

Игорь Звоник, генеральный директор платежного сервиса www.net2pay.ru

Как показывает практика, не стоит недооценивать проблему отказа от покупок по причине «Ошибки 404» во время совершения платежа. Более того, в руках владельца интернет-магазина есть несколько инструментов, которые могут минимизировать или исключить возникающую по этой причине упущенную выгоду. Первое и главное ㅡ грамотный выбор платежного агрегатора. Второе ㅡ анализ возможных ошибок через системы статистики. В случае с Net Pay можно бесплатно протестировать все возможности системы на официальном сайте агрегатораhttp://net2pay.ru/.