Кризис. В мире e-commerce пишут, что ситуация критическая, магазины закрываются, бизнес рушится. Стоит посмотреть под другим углом: стрессовая ситуация может стать поводом убрать лишний «жирок» с бизнес-процессов. 

Рынок становится поджарым и активным, борьба за клиентов — ожесточеннее. Бизнесмены это понимают и работают над клиентскими сервисами, юзабилити сайта, ищут нестандартные решения для рекламных акций, больше смотрят в сторону партнерских программ и стабильных поставщиков. На чем экономят и как оптимизируют предприниматели, читайте в этом материале.

Лучше Матрешка в руках, чем Барби на таможне

Те, кто закупает товары в долларах и евро, пострадали в первую очередь. Решение, которое лежит на поверхности — поднимать цены и оставлять существующих поставщиков, на деле может стать роковой ошибкой. Никто не знает, что будет завтра. Многие перестраховываются и постепенно замещают импортные товары на отечественные. Те, кто изначально работал с местными производителями кризис ощутили в меньшей степени. 

Константин Кит, интернет магазин модульной мебели mebelvolhova.ru:

«Так как ресурс вырабатывается отечественный, то цены у нас остались по сравнению с предыдущим годом почти на одном уровне, а это значит, что покупатель у нас не перевелся и продажи резко не упали.

Конечно, мы не можем похвастаться огромными оборотами по сравнению с мебельными агрегаторами. Но в тоже время ситуация на рынке играет на пользу владельцем небольших бизнесов работающих в "русском" сегменте».

Смещение фокуса в сторону настоящих потребностей клиентов

Расслабленные до недавнего времени потребители начали считать деньги. Бизнесмены рекомендуют внимательнее следить за покупателем и фокусироваться на востребованных услугах. 

Янис Дзенис, PR-директор aviasales.ru:

«Важнее всего наблюдать за пользователем. С началом долларовых скачков мы заметили, что привычный баланс международных поездок и перелетов по России начал меняться. В пике Россия вырастала до 65%, да и сейчас таких билетов много. Отмечая потребность во внутренних маршрутах, мы стали большее внимание уделять таким направлениям».

11041827_955361507809986_411604471502978

Человеческий фактор

По общей оценке опрошенных нами владельцев бизнеса, под сокращение попадают расходы на рекламу и специалистов на стороне. Владельцы небольшого бизнеса просто урезают бюджеты и начинают делать часть работы своими силами. Крупные игроки предпочитают брать специалистов «инхаус». 

Владимир Шевцов, CEO онлайн-сервиса DaTravel.com:

«В грядущее кризисное время все компании, в том числе, работающие в сегменте E-commerce, однозначно будут оптимизировать расходы, в первую очередь будут пересмотрены и сокращены рекламные бюджеты. Цены на различные услуги по разработке и продвижению, на мой взгляд, в последнее время были крайне завышены. В ситуации кризиса прайсы на подобные услуги будут снижаться, предполагаю, что до 30-50%».

Оценить эффективность такого подхода сложно — у каждого предпринимателя свой опыт. И порой самостоятельное ведение тех же социальных сетей у владельца бизнеса получается лучше, чем в фрилансера со стороны.

Оптимизация — беспощадная и эффективная

Предприниматели понимают, что настало время сделать того, до чего «никак не доходили руки» — проанализировать юзабилити сайта, внимательно отнестись к конверсионным путям, отказаться от некачественных партнерских сервисов, следить за всеми процессами. 

Павел Кац, управляющий партнер агентства интернет-продаж 5 o’click:

«Мы давно рекомендуем своим клиентам внимательнее относиться к распределению бюджетов и смотреть на все пути воронки продаж. К примеру, часто интернет-реклама может работать эффективно, а клиенты пропадают на уровне звонка или корзины. Эти моменты нужно внимательно отслеживать — подключать телефонию, прослушивать звонки, самостоятельно тестировать своих же менеджеров, ставить CRM систему и проверенный платежный сервис. Последний важен особенно, потому что степень недоверия у людей в кризис повышается. Если покупателю что-то покажется подозрительным он просто не станет у вас покупать и уйдет к конкурентам».

Когда клиенты на вес золота, стоит проверять каждый сервис, с которым вы работаете — от call-центра и курьеров до платежного агрегатора, уверены многие бизнесмены. Кроме того, стоит смотреть на обновленную сетку предложений от таких сервисов. Они тоже борются за своих клиентов.

Игорь Звоник, генеральный директор платежной системы Net Pay:

«Мы пошли на встречу своим клиентам и сделали удобное предложение по комиссии за интернет-эквайринг. В сравнении с фиксированной комиссией других игроков, у нас она рассчитывается, исходя из сферы деятельности бизнеса и объема продаж. Это удобно для бизнеса, позволяет строить прогнозы по расходам и не платить лишнее, если продажи пошли на спад».

Платежная система с такой гибкой комиссией, сильной репутацией и удобным сервисом может снять львиную долю головной боли с владельца интернет-бизнеса. Тоже самое относится и к другим службам. 

Место для маневра

Кризис — время новых маневров. Так, у бизнеса есть возможность посмотреть на своих клиентов под другим углом, работать на повторные продажи, реализовывать программы лояльности, вкладывать средства только в эффективную рекламу и следить за качеством работы партнеров. 

Если трезво оценить ситуацию, то по закону эволюции, останутся самые достойные. И это хорошие новости и повод для небольшой радости.